Будни

СЕМЬЯ – СУПРУГИ ИЛИ ПАРТНЕРЫ

            Со священником Александром Лавриным мы уже не раз говорили на семейные темы. И договорились до того, что в семье каждый должен занимать свое место: глава – муж, его помощница – жена, наконец, дети.

            - Что же происходит, если семейная иерархия рушится? Например, жена становится главой?

            - Ей это не по силам, - отвечает отец Александр. – Природа ее иная – охранительная. Мужу трудно входить в мелочи, особенно бытовые – по его внутренней организации. Он ведет магистральную линию. А все, что касается быта, устройства, уюта, берет на себя жена.

            При этом важно помнить: хотя их организации разные, но муж и жена – это две стороны одного человека. Как хорошо сказал профессор Осипов, «исконный человек». Конечно, муж более рассудочен, а женщина живет в основном чувством, но ведь бесчувственный разум – это цинизм.

- А чувство без разума?

- Безумие! В семье места как бы природно определены. Важно их правильно занять.

- И с ними смириться?

- Да, мужу смириться с тем, что ответственность за  всю семью придется брать на себя. Он может быть человеком безвольным, слабым, но надо это сделать. Либо он будет учиться этому, либо будет мучиться. А ответственность – все равно на нем.

Жена, конечно, может брать бразды правления в свои руки. Но это будет для нее невыносимо, она то и дело начнет выпускать их.

Если жена становится главной или остается одна, в семье не случайно происходят ссоры, скандалы. И требовательность там повышенная. Потому что душа не несет этого груза, увы!

При современном видении семьи, когда главное – дети, а муж – необязательно, получается сразу много изломов. Часто у матери ребенок, скажем, сын, сразу психологически становится в несколько ипостасей – заменяет и ребенка, и мужа, заступить пустующее место кому-то ведь нужно, именно сердечно-душевно. И в результате таким матерям потом чрезвычайно трудно отдать сына…

- В другие руки?

- Да, отпустить, чтобы он женился, строил свою семью. То же самое – с дочерьми. «Как я отдам ее? – говорит мама, - когда я на нее всю жизнь положила?! Замуж второй раз не вышла. И вдруг она от меня уходит?»

-        Разбивают семьи детей, вроде бы желая им счастья.

-   И часто. Если семья неполная, ребенок становится моей собственностью, он мне – в утешение.

Казалось бы, матери действительно самоотверженные. Себя не щадят, чтобы вывести сына или дочь в люди. И когда вывели, жизни им не дают: «Ты мой!» Именно потому, что главы нет. Не в ком утвердиться. А того, в ком утверждалась все время, забирают другие люди. Оказывается, не ребенок мне дорог, а в нем – дорога я сама. 

- К счастью, есть и другие примеры, когда матери, воспитавшие детей в одиночку, и отпустить их умеют, и строить семьи помогают.

-        Это возможно, если жена утверждается во Христе.

У митрополита Антония Сурожского есть замечательное рассуждение об уроках Ветхого Завета. Я его вам перескажу. В первых главах Книги Бытия мы читаем короткие фразы, которые выглядят обыденно, а по содержанию необыкновенно глубоки. После падения Адама и Евы сказано: «И увидели Адам и жена его, что они наги».

Жена была сделана из ребра Адама, то есть плоть от плоти и кость от кости. Это же первая песнь человеческая:

Сия есть плоть от плоти и кость от кости моей,

Сия наречется жена, ибо от мужа взята бысть,

И отлепится человек от матери своей,

И прилепится к жене своей,

И будут двое в плоть едину.

И что Бог сочетал, того человек да не разлучает.

А песни всегда рождаются от полноты сердца.

Представьте себе: Адам смотрит на свою жену, видит в ней себя и в то же время – ее. Это я – и в то же время она! Как дивно… Ева смотрит на Адама и видит то же. Удивительно! Никакого разделения у них нет. Их двое – и в то же время это один человек. Единица в двоице. Собственно, это и есть цель брачных отношений – единство.

Человек сам по себе своей наготы не стесняется. Стесняться начинает, когда на него смотрят посторонние глаза, чужие. И когда Адам и Ева после падения обособились, то уже взглянули друг на друга алчными, жадными глазами: этот другой может быть в моем обладании! И каждый стал пытаться именно обладать: муж - женой, жена - мужем. Он – посредством своей силы, она – своей слабости.

Это соперничество и привело к некоторому партнерству. Но партнеры – вроде параллельных прямых, они никогда не пересекутся. Есть между ними взаимное желание обладания, но нет доверительных отношений, чтобы впустить в себя другого.

Если я желаю обладать, то всегда боюсь, как бы мною не завладели при этом. Страх, как дамоклов меч, над ними, он-то и разъединяет, рождает недоверие. Поэтому партнерство всегда приберегает наготове фразу: «Твои проблемы!»

- Тут сразу вспоминаются новозаветные заповеди: «Немощи немощных носите», «хочешь быть первым, будь всем слугой»!

- Не моих проблем в семье нет. Проблемы жены – это проблемы мужа. И наоборот. Они падают на всю семью, потому что разъединить супругов невозможно, все трудности, скорби, успехи и радости мы переживаем вместе.

Когда муж и жена – партнеры, они всегда стараются отгородиться от проблем друг друга, им они страшны и неинтересны, тяжки. Тяжесть стократ увеличивается: «Да почему я обязан это делать, если оно не мое?!» Но «оно-то» всегда будет моим, пока мы вместе.

Если единица распадается на двоицу, то жизнь становится эгоистичней, мучительней и иллюзорней, мечтательней. А если двое пытаются жить в единице, то те же самые обстоятельства не просто становятся легче, а в преодолении их муж и жена еще больше сближаются. Более того, трудности и приносят отраду семье.

Беседу вела Наталия Голдовская

(«СПГ», № 9(69), сентябрь 2000 г.)