Икона

СВЯТОЙ ГЕОРГИЙ ПОБЕДОНОСЕЦ

            Мы знаем  святого Георгия больше по иконе, изображающей, как он убивает змея. Но это событие произошло не в земной его жизни, а после нее. В житии Георгия о нем не сказано.

            На житийных иконах в среднике изображается великомученик Георгий в Царстве Божием, где он теперь находится. Его окружает золотой свет – свет Царства. То, на чем он стоит, на иконе называется не землей, а поземом. На нем  одежда воина и алый плащ. Алый – цвет воина, мученичества и любви. А любовь в здешнем мире всегда связана с мученичеством.

            Великомученик Георгий жил в начале IV века по Рождестве Христовом, в самый разгар гонений на христиан при императоре Диоклетиане. Был он знатного рода, занимал очень высокий пост – начальника телохранителей императора. А в истории Византии случалось, что после смерти царя престол занимал начальник телохранителей.

            Император Диоклетиан и соправитель его Максимиан захотели радикально решить вопрос с христианством – уничтожить всех носителей веры физически – и веры не станет. Когда обсуждался этот вопрос, Георгий встал и открыто при всем собрании исповедал Христа.

            Этот шаг его был обдуманным. Накануне он продал все свое имение, деньги раздал нищим. По существу, приготовился к смерти. И на первом клейме иконы (оно слева в верхнем углу) мы видим именно тот момент, с которого начинается его мученическая дорога.

Руки Георгия направлены к царю. Рука царя простерта к Георгию. На иконах «говорят» именно руки, уста закрыты. Георгий исповедует Христа. Царь в недоумении и предлагает ему принести жертву языческим богам. Георгий отказывается. И несмотря на то, что он был одним из самых любимых воинов императора, святой посылается на мучения.

На втором верхнем клейме – первое мучение: его жестоко избивают. И бросают в темницу (на третьем клейме). Но то, что изображено на иконе, не похоже на тюрьму: колонны с красными капителями, свод. А в правом верхнем углу – благословляющая десница Божия. И о том, что это темница, свидетельствует только черный прямоугольник, в который заключен святой.

Георгий, попав в темницу, возносит теплые молитвы к Богу. Помните, Христос говорит в Евангелии: «Дом Мой есть дом молитвы» (от Луки, 19, 44). И вот через молитву Георгия тюрьма, где томятся люди, становится храмом. Молитва принята Богом.

А дальше – мучения продолжаются. Святого привязывают к столбу и «строгают» так называемыми «железными зубьями». Потом надевают на него раскаленные металлические сапоги. Второе сверху клеймо в правом вертикальном ряду – колесование. Что это такое? Человека привязывали к колесу. Внизу находились очень острые зубцы или шипы. Когда колесо поворачивали, тело человека проезжало по этим остриям.

Но посмотрите на икону: если мы мысленно повернем колесо, то тело не достанет до шипов. На православных образах отсутствует грубый натурализм. Иконописцы целомудренно это убирают. Поэтому колесо намеренно поднимается художником вверх, а то, что здесь происходит мучение, показывают горы – они выкрашиваются в красный цвет. Земля обагрилась кровью.

И так как икона всегда рассказывает не только о конкретном событии, но всегда обобщает, то и это клеймо говорит нам о том, что было время гонений, кровь «текла рекой».

Клейма в третьем и четвертом вертикальных рядах показывают мучения святого. Его заливают расплавленным оловом. Кладут сверху очень тяжелый камень. Сажают на раскаленного медного быка.

Теперь вернемся ко второму клейму в левом вертикальном ряду. Слева сидит Георгий, а справа – царица Александра. Она, видя мучения святого, решила узнать у него, почему он все это терпит. Какой в этом смысл?  И Георгий исповедует Христа перед царицей (здесь также - диалог обозначают руки).

Если мы мысленно поставим в середине между ними циркуль и проведем круг, то они четко в него впишутся. Такая композиция не случайна. Круг – символ единства, согласия и любви. Царица принимает все, что говорит ей Георгий. Это подчеркивает еще и светец, стоящий между ними и символизирующий свет Христовой истины, которому Александра так сразу распахнула душу, стала христианкой и тоже приняла мученическую кончину. Память ее празднуется вместе с памятью великомученика Георгия 6 мая (по новому стилю).

На первом клейме в нижнем ряду изображена казнь великомученика Георгия. Мы видим палача, занесшего над ним меч, и самого святого, склоненного в молитве. Но можем констатировать, что казнь уже произошла. Потому что и здесь горы окрашены в красный цвет.

Если внимательно посмотреть на горы на всех клеймах, то можно увидеть блики пробелами. Это свет не солнечный, а «присносущный». Подобным приемом иконописец дает понять, что в каждом мучении святого рядом с ним находится Господь. Именно поэтому Георгий и может пройти весь этот путь, читаемый на клеймах.

В подвиге мученичества всегда встречаются две силы – Божия и человеческая. Человек мужественно стоит в вере и безусловно растет духовно. Бог помогает ему выдержать испытания.

Клейма икон, как правило, не заканчиваются на смерти святых. И второе клеймо в нижнем ряду показывает, как на следующий день Георгий является Диоклетиану и его свите и приводит их в смятение.

Следующее клеймо – погребение святого.

Последние два клейма рассказывают нам о событиях, происшедших значительно позднее жизни святого. Был поставлен храм в честь святого великомученика Георгия. И вот один знатный сарацин решив поглумиться над иконой святого, пустил в нее стрелу. По преданию, стрела развернулась и поразила самого лучника. И мы видим, как сарацин падает от раны, которую нанес сам себе, выстрелив в образ святого.

На последнем клейме этот сарацин, лежащий на одре болезни, просит, чтобы принесли ту икону, в которую он стрелял. Просьба его удовлетворяется. Сарацин обращается к великомученику Георгию, руки его – в жесте моления и поклонения. И по простодушной и искренней молитве он исцеляется. Житие святого заканчивается исцелением обращенного страждущего.

Много людей сейчас отрицают икону как образ невидимого мира, называя «доской». Сарацин тоже относился к ней как к просто картинке. Но отрицание – это по сути та стрела, которая бьет в сердце самого хулителя.

Здесь, на земле, мы не можем физическими очами увидеть Царство небесное. Оно явлено нам в виде образа: Священного Писания, храма, иконы. Можно его отрицать, отодвинуться, отказаться от него.

Но это не значит, что икона отказывается от хулителя. Всегда у любого есть возможность обращения и исцеления. Икона обязательно примет человека кающегося.

О.Александр Лаврин

(«СПГ», № 3(27), март 1997 г.)