КТО В СЕМЬЕ ГЛАВНЫЙ?
Ответ на этот вопрос был очевиден для наших предков. Но потом начались всякие новые веяния. Главным признавали не того, кто зарабатывает деньги, а того, кто ставит кашу на стол. Или даже ее поедает.
Поскольку укреплением семьи мы на данном этапе похвастаться не можем, то настало время остановиться, оглянуться. И спросить священника Александра Лаврина, как обстоит и должно обстоять дело.
- Достаточно долго бытовала точка зрения, что главные в семье – дети, - рассказывает отец Александр.
- Или жена.
- Да, мама. Она ходит в магазины, стирает, обувает… Дом действительно остался традиционно на женщине. Хотя, конечно, встречаются и исключения. Бывают…
- Хорошие мужья!
- Нет, не хорошие, а которые, скажем, любят готовить еду. Им это нравится. Хотя в городе сейчас муж часто и не умеет ничего делать по дому, и не хочет. Для него достаточно зарабатывать деньги, на которые семья живет. Именно поэтому, наверное, отцами семейств переживаются настолько тяжело случаи сокращения на работе. Как бы самое основное уходит из жизни.
Да, отец – добытчик. Но функций у него очень много, не только приносить деньги.
- Вот об этом-то интересно узнать!
- Для того, чтобы дети были счастливы, в первую очередь нужно, чтобы родители были на своих местах. Главные в семье – отец и мать, а дети – уже плод их любви.
Когда мы ставим ребенка во главу угла, он все равно не понесет этой ответственности. Кто главный, тот ее и несет. Первенство принадлежит взрослому.
Ребенок лет до 14 -16 смотрит на мир только глазами родителей. Вообще везде и всюду они – опора ему. Самостоятельного мышления и взгляда на себя, на мир, на Бога, на людей у него все равно пока нет. И не случайно, наверное, дети начинают капризничать, в семье возникает нервозность, когда их ставят на пьедестал, на котором в принципе они устоять не могут. Взрослому-то тяжело нести ответственность, мы от нее все время убегаем, а уж тем более ребенок.
Дети родителей никогда не делят. Папа и мама для них существуют только вместе. Это природно – и указано в Писаниях Ветхого Завета: «будут двое в плоть едину». Когда родители утверждаются друг в друге, ссорятся, дети это переживают очень тяжело. И всегда это для них груз неподъемный. Потому что, если ссорятся родители, целостность мира как бы дробится.
- Кстати, учителя всегда видят по оценкам учеников, если в семьях нелады.
- Да, порой, «нелады» могут проявится и в этом.
Но вот, что касается главенства… Мужчины и женщины внутренне организованы все-таки по разному. Мужчина более автономен, самостоятелен. В сущности, он может прожить один, но утвердившись в чем-то: или серьезном – работе, науке, искусстве, или пустяках, к которым прикипела душа, или даже в пороке.
А вот женщина может утвердиться только в ком-то.
- Потому что сотворена из ребра?
- По-разному переводят: «ребро Адама», «сторона Адама». Большой разницы тут нет. Главное, что жена «от мужа взята и к нему влечение ее». Эти слова Божии непреложны. И поэтому жена утвердиться может только в муже.
- А если она теряет эту опору?
- Ей становится тяжело нести ответственность за семью. Женщине это как бы несвойственно. Ответственность должен нести тот, кто сильнее, кто может принять на себя немощи и жены, и детей. Это функция мужа.
Другое дело, что служение мужа, главенство его – не в том, чтобы «поставить на место» жену и детей.
- В каком смысле?
- Как бы привести к общему знаменателю, чтобы все думали и делали, как он.
Христос Сам Себя придал распятию за других. Таково и служение мужа. Если он главенство за собой чувствует, то он должен отдавать семье всего себя.
В ком можно по-настоящему утвердиться, кому – с радостью служить? Только тому, кто себя полностью забывает и отдает.
Когда ученики заспорили, кто из них первый, Христос отвечает:
«… кто хочет быть большим между вами, да будет всем слугою, и кто хочет быть первым между вами, да будет всем рабом. Ибо и Сын человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить…».
И вы помните, как на Тайной Вечере Он смиренно нагибается и умывает ученикам ноги.
В жизни каждый из нас ждет, чтобы Христос так и продолжал делать. Мы ведь, когда просим Его о чем-то, всегда надеемся, что Он смиренно снизойдет и будет нам служить. Не мы – Ему, а Он – нам. Любая мольба говорит об этом. В этом-то и есть главенство.
Если муж – во главу жены, значит, во главу семьи. Но когда Христос стал во главу угла, Он взял всю ответственность на Себя.
Виновата жена, а ответственность должен взять муж. Мало ли что могут сделать дети – и отроками, и юношами! Они нашкодят, а ответственность несут – родители.
- Все так.
- Или, например, в походе: человек ногу подвернул. Кто сильнее – тот его и несет. Не потому, что его наказали, а кому ж еще нести, как не сильному?
- Разумеется, он может, он способен.
- Вот и муж способен быть главой семьи. Но главенство реализуется тогда, когда у него есть воля брать на себя ответственность всей семьи и нести ее. Нести немощи и жены, и детей – до самого конца. Тогда жена может утвердиться в таком муже. И за ним вся семья чувствует себя, как за каменной стеной.
Другое дело, что это – некий идеал, к которому все мы стремимся. И понятно, что ни такой волей, ни таким самоотвержением не обладаем. Именно поэтому связи семейные очень некрепкие. И мы пытаемся часто уцепиться за то, что в принципе удержать не может. Например, за ребенка, который плавает только за счет нас. И потому – все время утопаем, даже в элементарных житейских мелочах.
Беседу вела Наталия Голдовская
(«СПГ», №6 (66), июнь 2000 г.)